Зауральский парламент: как это было

Продолжение.

Начало читайте здесь

Первое заседание Курганской областной Думы проходило в малом зале областного правительства 14 апреля 1994 года. Его открывал старейший по возрасту депутат Евгений Алыпов. В первую очередь необходимо было решить организационные вопросы: избрать руководящий состав Думы и сформировать ее структуры.

На пост председателя областного парламента были выдвинуты четыре кандидатуры, но после самоотвода остались только две. Это были коллеги по областному Совету народных депутатов и непримиримые политические оппоненты – Олег Богомолов и Николай Наветкин, глава администрации Кетовского района. Каждый из них имел равную поддержку в областном парламенте. Однако в результате 14 голосами «за» было принято решение об избрании председателем облдумы Богомолова. На должность заместителя председателя избрана профессиональный юрист и организатор Светлана Гулькевич. На пленарном заседании народные избранники приняли первый законодательный акт – Регламент Курганской областной Думы. С учетом потребностей депутаты сформировали пять депутатских комиссий: мандатную, по законности, нормотворческой деятельности, гласности и связям с общественными объединениями, по бюджетнофинансовым вопросам, по экономической политике и по социальным вопросам. Было принято решение, что на платной профессиональной основе будут работать всего три депутата: председатель, его заместитель и заместитель председателя постоянной комиссии по социальным вопросам. Сформирован аппарат областной Думы из 21 специалиста. Таким образом удалось с первых дней организовать полноценный процесс работы регионального законодательного органа. Курганская областная Дума начала работать в условиях жесткого социально-экономического кризиса. Стоит учесть, что регион в тот год пострадал от одного из самых сильных наводнений за последние полвека. Продолжалось противостояние между исполнительными и законодательными органами власти. О подобной ситуации свидетельствует то, что глава администрации области неоднократно возвращал в областную Думу проекты законов, отказываясь ставить под ними подпись. В мае 1994 года парламентарии принимают решение о первоочередных мерах по ликвидации стихийного бедствия, вызванного наводнением. В условиях недостаточности собственных средств власти Курганской области обратились за помощью в федеральный центр. В регион пришла помощь из других субъектов России.

Уже в первый год работы Думы планировалось рассмотреть первые восемь проектов законов, провести по ним депутатские слушания и круглые столы с привлечением широкой общественности. План законопроектной работы на 1995 год предусматривал разработку более 40 законов. Пленарные заседания проводились не реже одного раза в месяц, они продолжались 3–4 дня. В остальное время работа шла в комиссиях и в избирательных округах. Значительный объем работы по подготовке законопроектов приходился на долю комиссии по законности, председателем которой была Людмила Ганеева. Требовалось в краткие сроки принять правовые акты по регламентации деятельности органов государственной власти. Поэтому «Закон о Курганской областной Думе» стал первым документом, который прошел процедуру первого чтения в зауральском парламенте. Параллельно шла работа над законопроектами об охране окружающей среды и об архивном фонде. Но в дальнейшем приоритет был отдан малой Конституции Зауралья – Уставу Курганской области. Устав, являясь основным региональным законом, должен был стать базой для последующей разработки всего регионального законодательства. Он закладывал правовые основы органов государственной власти и местного самоуправления, разграничивал сферу их компетенции и полномочий. В мае была сформирована рабочая группа, которую возглавила Светлана Гулькевич. 28 октября 1994 года в СМИ был опубликован проект основного закона области с несколькими вариантами отдельных статей. Вводилось ограничение для избрания депутатом: ими не могли стать должностные лица исполнительных органов власти, судьи, прокуроры. В дальнейшем документ обсудили на депутатских слушаниях. Всего поступило более 200 замечаний и предложений. Так, например, планировалось изменить численность депутатского корпуса с 25 до 33 парламентариев, чтобы обеспечить представительство каждого района и городского округа. Новшеством стало учреждение выборного высшего должностного лица – главы (губернатора) Курганской области и администрации (правительства) области. Предусматривалась возможность вынесения на обсуждение населения важных вопросов жизни области и проектов областных законов. 27 ноября началось заседание областной Думы, в повестке которой основным значился вопрос о принятии Устава. Несмотря на то, что работа над документом длилась семь месяцев, постатейное обсуждение проекта заняло четыре дня. Уже неоднократно согласованный документ приходилось править на ходу. 1 декабря 1994 года большинство депутатов проголосовало за принятие Устава области.

Сергей Владимиров. Продолжение следует.